Сайт любителей музыки

Старинная музыка завтрашнего дня

«Дни старинной музыки» в вестфальском городе Херне были посвящены в этом году не только богатому прошлому, но и впечатляющему настоящему старинной музыки Восточной Европы.
Выступает ансамбль Pratum Integrum
В церкви Святого Креста Господня, евангелическом храме в центре вестфальского города Хéрне (Herne), яблоку негде было упасть. Воздух вибрировал от мощных голосов двенадцати певцов ансамбля. Древнерусские полифонии звучали под сводами неоготического храма непривычно, но не чужеродно.
Анатолий Гринденко
Анатолий Гринденко
«Мне кажется, это был не концерт. Это была встреча людей разных конфессий, жителей разных стран, но единых в своем духе, — сказал после концерта руководитель хора Московского Патриархата Анатолий Гринденко. — Возможно, это была общая молитва».
Два поколения «аутентистов»
Приглашение на знаменитый фестиваль в Херне двух наиболее ярких и оригинальных российских ансамблей старинной музыки (хора Московского Патриархата и ансамбля Pratum Integrum под управлением Павла Сербина) — само по себе событие примечательное. Увы, приходится объяснять порой в Германии, что «Очи черные» — это не русская народная песня, знаменный распев — не странная разновидность григорианики, а в Московской консерватории учат играть не только Рахманинова. Благодаря выступлениям ансамблей под управлением Гринденко и Сербина все встало на свои места (пусть и только в отдельно взятом концертном зале).
Можно сказать, что два российских ансамбля символически представляют два поколения восточноевропейских «аутентистов». Анатолий Гринденко и его ансамбль, созданный 30 лет назад исключительно благодаря энтузиазму музыкантов, в ситуации, скажем так, «социальной невостребованности», — это поколение первопроходцев. Pratum Integrum (заглавный снимок) – дитя дня сегодняшнего, времени, когда европейская сцена старинной музыки давно забыла о существовании политических границ.
В поисках неизвестного
«Эта, если можно так выразиться, «тотальная глобализация» сделала нашу работу над программой фестиваля особенно сложной, — признался в интервью DWдиректор фестиваля «Дни старинной музыки» Рихард Лорбер (Richard Lorber). — Исполнительское искусство находится на столь высоком и универсальном уровне, что сложно отличить ансамбль из Перми от ансамбля из Праги или Парижа».