Сайт любителей музыки

Связь характера музыкального произведения с типом темперамента слушателя

Связь характера музыкального произведения с типом темперамента слушателя

Связь характера музыкального произведения с типом темперамента слушателя

Известный российский педагог-психолог и музыкант В.И. Петрушкин выделял четыре типа основ музыкального характера в произведении:

  1. Медленный темп в сочетании с минорным звучанием передают эмоции грусти и тоски.
  2. Медленный темп в сочетании с мажорным звучанием несет в себе спокойствие, размеренность и умиротворенное созерцание.
  3. Быстрый темп в сочетании с минорным звучанием передает злость, раздражение, гнев и ярость. Подобное сочетание наиболее характерно для драматических произведений.
  4. Быстрый темп в сочетании с мажорной окраской передает эмоции радости, ликования.

Примечательно, что от ритма, динамики, тембра и средств гармонии также очень сильно зависит яркость передачи музыкального характера конкретного произведения. Например, если сыграть одну и ту же мелодию в быстром и медленном темпе, в минорном и мажорном звучании, слушатели отметят, что каждое воспроизведение несет в себе разные эмоции.

Психологами установлено наличие связи между тем, какую музыку человек выбирает для прослушивания и его темперамента.

Оказывается, люди меланхолического темперамента на подсознательном уровне предпочитают медленную минорную музыку, грустные и печальные мелодии. Холерикам же, напротив, более по душе минорные мелодии с быстрым темпом, передающие эмоции гнева, ярости, страсти. Флегматик отдаст предпочтение медленным мажорным произведениям, несущим спокойствие, умиротворенность и расслабление. Сангвиникам по душе придется быстрая музыка мажорной тональности, с эмоциональной точки зрения радостная, счастливая.

Бесспорно, каждое музыкальное произведение несет в себе определенные эмоции и переживания, которые вложил в него композитор. Однако слушатель не всегда способен верно интерпретировать эмоциональный посыл автора. Восприятие эмоциональной составляющей музыки каждым конкретным человеком, в первую очередь, зависит от его темперамента и эмоционального состояния в момент прослушивания произведения.