Сайт любителей музыки

Додекафония в музыке

Додекафония в музыке

Для многих музыкантов этот «порядок» представлялся началом новой музыкальной эры, в то время он правда был и является завершающим этапом в развитии определенного периода декадентского модернистского искусства.

Широкое распространение технических приемов додекафонии во многих странах Европы и Америки обусловливается также сравнительной легкостью овладения этой техникой, доступной каждому грамотному и достаточно прилежному музыканту (не обязательно при этом творчески одаренному).

Наконец, важным фактором, способствующим распространению додекафонной системы композиции является превосходно поставленная пропаганда. Система Шенберга и деятельность его школы получили очень широкое отражение в буржуазной печати. Ни об одном явлении современной музыки не написано столько книг, исследований, статей, рассказывающих о сущности додекафонии, о творчестве композиторов-додекафонистов, которые отстаивают принципы нового учения в острой полемике со всеми инакомыслящими.

С книгами, посвященными Шенбергу и его системе, только за последние годы выступили Г. Штуккеншмидт, Т. Адорно, И. Руфер, Р. Лейбович, А. Голеа, Г. Эймерт, Г. Елинек, Э. Штейн, Г. Сирл, Э. Кшенек, Р. Влад и многие другие авторы. Течение додекафонистов представляет собой свое образную международную корпорацию, распространяющую влияние на композиторское творчество многих стран Европы и Америки. По подсчету австрийского журнала «Osterreichische Musikzeitschrift» от тридцати до сорока процентов новой музыки в западных странах пишется на основе двенадцати тоновой техники.

Знакомство с музыкальным творчеством в зарубежных странах, так же как изучение зарубежной литературы о новой музыке, убеждает, что влияние додекафонной теории и распространение различных систем композиции, основанных на принципе «серийной» техники, в капиталистических странах с каждым годом все возрастает.

Тем острей и напряжённой становится борьба между сторонниками додекафонии и композиторами, стоящими на позициях тонально организованной музыки; тем трудней становится сохранять живые связи между современной музыкой и широкой просвещенной аудиторией, воспитанной на великих творениях композиторов-классиков.