Сайт любителей музыки

Оперная режиссура в мире и в Украине

Недавняя премьера «Иоланты» П.Чайковского на сцене Национальной оперы Украины (режиссер Николай Третьяк) навеяла некоторые воспоминания. В свое время Ирина Молостова (безупречный авторитет оперной режиссуры) пыталась поддерживать своего молодого коллегу — Николая Третьяка. И видела в нем едва ли не продолжателя оперных режиссерских традиций в Украине. Но шло время… Давно нет Молостовой. И Третьяк — по каким-то причинам — практически ничего не ставил в главном музыкальном театре страны (хотя ни для кого не секрет, что с современной отечественной оперной режиссурой в этом коллективе очень большие проблемы…). Теперь, наконец, «Иоланта» — «от Третьяка». Постановка, свидетельствующая о том, что и у нас появился крепкий мастеровитый оперный профессионал — с ощущением традиций и желанием вдохнуть новую жизнь в классическую форму.

Режиссуру Третьяка можно назвать органичной и по-добротному оперной. Что имеется в виду? То, о чем всегда следует помнить: для зрителя, приходящего в оперу, важнейшими приоритетами являются музыка и звучание голосов. И если режиссер на пути своих исканий уйдет в крайность экспериментов (слишком далеко уводящих спектакль от музыкальной сути), быть непониманию… Не стоит экстраполировать на оперный жанр все методы режиссуры, характерные для драматического театра. Это тупиковая задача. И, возможно, не нужно укладывать Иоланту в барокамеру, а Роберту давать в руки автомат Калашникова (подобное вполне возможно на некоторых европейских сценах). В данном случае это не сильно поможет выполнению общей художественной задачи. К счастью, Николай Третьяк это понимает.