Сайт любителей музыки

Как работает искусство: современная академическая музыка

Как правильно читать художественную литературу? Особым ли образом работает зрительное восприятие живописи? Какого эффекта можно добиться при помощи монтажа в кино? В новой рубрике T&P решили разобраться в том, на что стоит обращать внимание, если хочется понять все оттенки смысла и увидеть сокрытое между строк. Во втором выпуске — расшифровка лекции композитора Сергея Невского о том, как слушать современную академическую музыку.
Мне часто говорят, что современная музыка отличается от музыки, которая писалась в XVIII, XIX, XX веках, и что существует некая непреодолимая граница между публикой и тем, что сегодня пишется, что условно называется современной академической музыкой. На это всегда можно ответить вопросом: а как мы сегодня слушаем «обычную» музыку? Отвечая на этот вопрос, мы понимаем, что под «обычной» понимается некий условный набор нормативных признаков тональной музыки. В этой музыке есть мелодия, узнаваемые мотивы, ритмические и гармонические ячейки, мы узнаем какие-то знакомые для нас гармонические модели. В качестве образца, нормативного для нашего уха, воспитанного на европейской традиции, я взял начало 27-й сонаты Бетховена, которая построена на четких нормативах.