Сайт любителей музыки

Тональность Шенберга в работе

Тональность Шенберга в работе

В недавно опубликованном письме В. Фуртвенглерак английскому музыкальному деятелю Липтону маститый музыкант писал: «…Шенберг приобрел известность постольку, поскольку он впервые акцентировал внимание не на общественном значении произведения, входящего в историю, а на функции композиторского процесса вне зависимости от произведения.

Этим и объясняется, что в дальнейшем не было настоящих произведений, зато было очень много композиторов… Дело не в том, чтобы композитор сам составлял для себя правила, которых он придерживается, а в том, чтобы эти правила и законы соответствовали бы правилам и законам эпохи, в которую он творит, правилам и законам человеческого общества, которое его окружает и которому он хочет что-то сказать. Тональность — это система, всем понятная, вошедшая в плоть и кровь…

Искусственно созданная система, будь то додекафония или любая другая, по-моему, просто смехотворна… Зная всю музыкальную литературу, должен признаться, я ничего не понимаю в композициях Шенберга…» (1 июля 1954 года).

С решительным осуждением принципов додекафонии выступают в своих книгах Пауль Хиндемит и Артур Онеггер. На страницах своей книги «А Composer’s World» («Мир композитора») Хиндемит едко высмеивает теоретические установки приверженцев школы Шенберга:

«…Этот конструктивный принцип устанавливается произвольно, без всякой связи с основами музыкальной речи. Он с полным безразличием относится к качеству гармонических и мелодических образований, извлекаемых из математических, физических или психологических элементов…»

Сравнивая естественное тяготение мелодии к тональному центру с земным тяготением, Хиндемит не без злой иронии по адресу атоналистов заявляет:

«…Конечно, существует возможность преодоления силы земного тяготения при помощи мощной ракеты, которая выходит за пределы земной атмосферы; но я не вижу смысла в подобном сопоставлении несравнимых величин. Некоторые композиторы берут на себя смелость ратовать за уничтожение тональности. Им удается до известной степени лишать своих слушателей блага земного притяжения. Но, строго говоря, уничтожить тональность им не удается, несмотря на все их старания. Они скорей уподобляются устроителям известных ярмарочных аттракционов, на которых^ жаждущий удовольствий «посетитель подвергается всевозможным толчкам, броскам и вращениям до такой степени, что даже человек, наблюдающий со стороны, начинает ощущать головокружение и тошноту.

Идея этого номера — нарушить ощущение равновесия у посетителя… Так называемая атональная музыка, претендующая на существование вне соотношения гармонических последовательностей с тоникой, воздействует на слушателя точно так же, как те дьявольские ярмарочные развлечения. Гармонические последовательности, вертикальные и горизонтальные, располагаются таким образом, что тоники, к которым они относятся, беспрерывно сменяются.

Поэтому слушатель не может приспособиться, не может удовлетворить естественное желание ориентироваться в тональном тяготении. В результате :— ощущение пространственного головокружения, на сей раз в высшей сфере нашего сознания. Я никак не могу понять, почему музыка должна служить средством, вызывающим у слушателя морскую болезнь, когда это с большим эффектом достигается при помощи нашей развлекательной индустрии. Будущие поколения, вероятно, никогда не смогут понять, для каких целей музыка вступила в соревнование с таким мощным конкурентом…»