Сайт любителей музыки

Онеггер не приемлет догмы в музыке

Онеггер не приемлет догмы в музыке

Не приемлет додекафонные догмы и Артур Онеггер. Он видит серьезную опасность для судеб современной музыки в навязывании атональной двенадцати тоновой системы сочинения музыки композиторской молодежи, особенно легко поддающейся на эту приманку.

В своей книге «Je suis compositeur» («Я — композитор», 1951) Онеггер резко осуждает жесткие деспотические правила, которыми добровольно ограничивают свою творческую фантазию композиторы-додекафонисты:

«…Двенадцати тоновые композиторы напоминают мне, — пишет Онеггер,—каторжников с галер, которые, освободившись от цепей, добровольно привязали к своим ногам сто килограммовые чугунные шары, чтобы быстрей бежать… Их догма во многом напоминает школьный контрапункт, с той, однако, разницей, что овладение контрапунктом открывает широкие возможности для повышения техники письма, для развития фантазии, в то время как правила двенадцати тоновой системы являются не средством к достижению этой цели, но самой целью!..»

В 1957 году в Париже вышла книга, представляющая очень большой интерес для всех, кто задумывается о судьбах современного музыкального искусства. Книга носит название «Pour ou contre la Musique moderne?» («За или против современной музыки?»). Ее авторами- составителями являются видный французский композитор Даниель Лесюр и музыкальный критик Бернар Гавоти. Книга эта родилась в результате широко задуманной радио анкеты, проведенной авторами между 1 января 1954 и 2 июля 1955 года.

В течение этого периода Парижское радио еженедельно предоставляло свою студию для беседы, которую Лесюр и Гавоти вели перед микрофоном с видными французскими и зарубежными музыкальными деятелями на тему о музыкальном искусстве современности. Всего было опрошено 98 человек. Те из них, кто не смог принять участия в радио беседе, прислали свои ответы в письменном виде. Беседы эти, как сообщают авторы книги, вызвали очень много откликов со стороны широких кругов радиослушателей, принявших активное участие в обсуждении проблемы.

В предисловии, предваряющем изложение беседы, ав торы дают разъяснение некоторым музыкальным понятиям и терминам. В частности, они уточняют, что под термином «модернистская музыка» (La musique moderne) подразумевается вся современная музыка (contem poraine).

«…Каждая эпоха имеет свое искусство, — говорится в предисловии. — Обо всех искусствах судят прежде Bceiro современники. Но были ли современники всегда столь суровы в оценках, как это происходит в наше время? Ибо — ведь это факт — современная музыка не делает сборов. В своем подавляющем большинстве публика ее лишь терпит, очень часто — отвергает. Лишь немногие ею действительно интересуются.

Это находит свое подтверждение еженедельно в Париже: стоит только включить в программу симфонического концерта впервые исполняемое произведение, чтобы обратить в бегство известное число «воскресных меломанов», которые не хотят и слышать о новинках. Пробовали все: втискивать современное сочинение между другими достаточно любимыми публикой пьесами…, составлять программы исключительно из современных произведений (это, очевидно, наихудший метод). Единственно лишь клубы, основанные на культе модернистской музыки, имеют свою крайне немногочисленную, но верную, порой даже фанатическую публику…»