Сайт любителей музыки

Роль Ференца Листа в музыкальной истории

Ференц ЛистДостижения Листа, большинство которых были исключительно новаторскими (как когда-то наваторской считалась и рассылка по смс), осознавались его поклонниками и критиками лишь с течением времени, тогда как на расцвете своей активности, в пятидесятых и шестидесятых годах 20 века, композитор имел лишь весьма ограниченное влияние на умы людей. Если говорить точнее, он общался, в основном, с друзьями и учениками.

В первую очередь новации Листа сказались на творчестве и исполнительстве, связанном с фортепиано. Так или иначе, вольно или нет, но каждый, кто обращается в своей творческой жизни к фортепиано, не в состоянии пропустить мимо глаз и ушей те завоевания, что Лист совершил здесь. Речь идет и о трактовке самого инструмента, и о фактуре, что имеют его сочинения. Те идейно-художественные принципы, что постулировал Ференц Лист, со временем протоптали дорожку к признанию в практике композиторства по всему миру. Причем, что удивительно, их усваивали представители самых разных национальных школ.

Тот принцип программности, что Лист выдвинул, как противопоставление Берлиозу, в итоге широко распространился. Доподлинно известно, что принципы Листа широко применял в своей практике написания композиций Петр Ильич Чайковский. И вообще, листовские принципы программности широко использовались русскими композиторами, в противовес берлиозовским. Впрочем, последние облюбовал, к примеру Мусоргский, это можно услышать в его «Ночи на Лысой горе».

На данный момент до сих пор еще разрабатываются возможности, открывающиеся, благодаря жанру программной симфонической поэмы, предложенному Ференцем Листом. Вслед за ним этот жанр начали осваивать Сен-Санс во Франции, и Сметана в Чехии. Что касается немецких мастеров, то тут наилучшие показатели продемонстрировал Р. Штраус.

Стоит упомянуть о развитии не только программных принципов, выдвинутых Листом, но и об образных музыкальных сферах, которые получили такие определения: «героическая», «фаустовская». А также колоритный музыкальный язык, присущий Листу, его красочная гармония стала впоследствии основой для изысканий импрессионистов из Франции. К примеру, если бы не художественные достижения Листа, то вряд ли миру суждено было бы узнать Дебюсси или Равеля