Сайт любителей музыки

Додекафонная школа Шенберга

Додекафонная школа Шенберга

Ядовитые семена додекафонии, посеянные Шенбергом, дают сегодня обильные всходы, порождая всевозможные ответвления и гибриды в виде новых систем «серийной» техники, «тотальной» организации звуков и «пуантилизма».

Широкое распространение додекафонии принесло несомненный ущерб развитию современной музыкальной культуры, затормозило ее естественный рост.

Распространение додекафонной школы и всех от нее производных школок в немалой степени способствовало тому разрыву, который наблюдается ныне между естественным стремлением концертной аудитории к живому, волнующему искусству большой мысли и горячей страсти и тем холодным звуковым абстракциям, которые ей предлагают композиторы додекафонного толка. Это свое предубеждение по отношению к музыкальной алгебре додекафонии слушатель нередко переносит на всю современную музыку. Поэтому не приходится удивляться резкому падению посещаемости концертов «новой музыки» в ряде стран Запада.

О том, что увлечение всевозможными математическими методами «сборки музыкальных произведений из заранее заготовленных деталей» противоречит подлинному художественному творчеству, что все эти методы никак не способствуют успехам современной музыки, обо всем этом с тревогой говорят многие деятели музыкального искусства Запада. Проблема «тональная или атональная музыка» уже давно вышла за пределы чисто теоретических дискуссий. Сегодня это — вопрос жизни и смерти современной музыки.

Многие видные композиторы, дирижеры, музыканты-исполнители, музыковеды сознают угрозу, которую представляют ( для музыкального искусства современности все эти сугубо догматические систему, предписывающие композиторам тщательно избегать в своей музыке консонирующих сочетаний, хотя бы отдаленно напоминающих о тональных тяготениях, изгонять из музыки мелодию, «освобождать» творчество от всякой связи с окружающей жизнью, от национального колорита, от продолжения традиций родного искусства.

Острую критику явления атонализма во всех его формах содержат книги австрийского композитора и музыковеда Алоиза Мелихара «Die unteilbare Musrk» («Неделимая музыка», 1952 г.) и «Uberwindung des Modernismus» («Преодоление модернизма», 1954 г.), «Musik in der Zwangsjacke» («Музыка в смирительной рубашке», 1958 г.), «Schonberg und die Folgen» («Шенберг и последователи», 1960 г.). Мелихар рисует в своих работах печальную картину распада буржуазного искусства, разъедаемого антигуманистическими тенденциями холодного конструктивизма. Он приводит много фактов и наблюдений, свидетельствующих о тесных родственных связях между эстетическими установками атонализма и так называемой абстрактной живописи.

«…Под воздействием пропаганды додекафокистов и ревнителей абстрактной живописи, — пишет Мелихар,— композиторы, которые в течение трех десятков лет сочиняли честную, среднего качества музыку, сейчас вступили в секту атоналистов; трезвые художники — пейзажисты и портретисты — отрекаются ныне от грешной реальности. Они видят окружающий их мир и внутренний космос только в форме чурбанчиков, планочек, катушечек, капелек, сосулечек и кренделечков…»

В своей книге «Преодоление модернизма» Мелихар приводит высказывания многих западных музыкантов, всецело присоединяющихся к его критике, сковывающих живую мысль принципов додекафонии. В числе крупных музыкальных деятелей, решительно осудивших методы «конструирования музыки» по законам додекафонии, — композиторы Иозеф Маркс, Вернер Эгк, Иоган Непомук Давид, Иозеф Хасс, дирижеры Вильгельм Фуртвенглер, Лео Блех, Бруно Вальтер, Герман Абендрот, Фриц Ригер, Ганс Кнаппёртсбуш и многие другие.