Сайт любителей музыки

Аккордеонист — Борис Векслер. /Забытые имена.

Имя Бориса Бернштейна органически вошло в историю художественной жизни Эстонии. С 1951 г. по 1995 г. он преподавал историю искусства и эстетику в Эстонской художественной академии. И ныне, живя в американской Калифорнии, он остается Почетным профессором (Professor Emeritus) Высшей школы пространственных искусств Эстонии. Занесенный в Эстонию волной антисемитизма, как его жена — концертмейстер Фрида Бернштейн, филологи Юрий Лотман, Зара Минц и Павел Рейфман, экономист Михаил Бронштейн, философы Рэм Блюм и автор этих строк, Борис Бернштейн действительно интегрировался в эстонскую культуру. Он не только овладел эстонским языком, но и эстонское искусство сделал непосредственным предметом своего искусствоведческого исследования. С1956 г. выходит на русском и эстонском языках целая серия его книг, посвященных многим эстонским художникам, а в1970 г. издается его капитальная монография «Эстонская графика», которая, как и его многочисленные статьи, публиковавшиеся в различных странах, позволила неэстонскому читателю войти в малознакомый ему мир эстонского искусства.

Нельзя не отметить, что вхождение в эстонское искусство для Бернштейна было не только результатом его академических исследований. Он был непосредственно связан с эстонскими художниками, которые доверяли его вкусу и ощутили обаяние его личности. Графическое, живописное, скульптурное изображение самого Бориса Бернштейна стало одним из предметов эстонского искусства! Но главное — ему доверяли представлять выставки эстонских художников в Москве и нынешнем Петербурге, в Риге и Вильнюсе, Тбилиси и Варшаве и т. д. Выдвинутый от Эстонии в Правление Союза художников всего Советского Союза, он стал в полном смысле слова «министром иностранных дел» эстонского искусства, отстаивая его интересы и самобытность, дипломатично предотвращая многие на него наезды и вторжения.