Сайт любителей музыки

Музыкальная система Шенберга

Музыкальная система Шенберга

Виднейшими представителями направления экспрессионизма в Германии были художники Франц Марк, Василий Кандинский, Стефан Георге, которые опубликовали в 1912 году свой манифест «Голубой всадник», провозглашавший философию и эстетику экспрессионизма. Шенберг также принял участие в манифесте, дав статью об отношении слова и музыки, которая утверждала абсолютное значение эгоцентристского, субъективистского подхода к творческой задаче. Наиболее полное творческое выражение этих тенденций у Шенберга проявилось в его мелодраме

«Лунный Пьеро» (1912).

Весь дальнейший путь Шенберга — от первоначального «растворения тональности», через последовательное утверждение атональности, привел его к попыткам выработать некие новые законы организации звуковой материи — к созданию очень подробно и посвоему логично разработанной «системы сочинения музыки с двенадцатью соотнесенными между собой тонами», — к додекафонии.

Додекафония знаменует решительный разрыв со всеми законами тонального мышления, она устанавливает новые законы, выведенные из элементов математической логики, а не из живой творческой потребности художника выразить свои мысли, чувства, свое отношение к окружающей действительности.

Тем не менее эта новая система, разработанная в начале двадцатых годов нашего столетия, нашла применение не только в творчестве самого Шенберга и его ближайших учеников, но постепенно завоевала себе более широкий круг последователей, сначала в Австрии и Германии, а затем и во многих других странах. Какие же причины обусловили «успех» именно этой, схоластической, чуждой природе нашего музыкального восприятия, насквозь формалистической системы композиции?

Найти ответ на эти вопросы нелегко. Общие условия, характерные для общественной и политической жизни стран капиталистического мира, способствовали появлению всевозможных реакционных философских учений и декадентских течений в литературе и искусстве (в частности, экспрессионизма, с его воспеванием смерти, душевного разлада и тоски, с его патологической взвинченностью и смакованием ужасов).

В то же время объяснение надо искать’ и в самой сущности системы додекафонии, основанной на логически обусловленном комбинировании определенных музыкальных формул, вносящем своего рода «порядок» в звуковую анархию «свободного атонализма», процветавшего до изобретения Шенберга.